У меня до сих пор «мурашки по коже» от фильма. Нет, это не от того, что фильм такой замечательный и гениальный, мне жутко от самой истории и еще страшенее, что это лишь маленькая толика того, что происходит в мире, что у людей в голове.

Те, кто читал, прошу не судить, я исхожу из того, что видела, а не читала.

Относительно фильма сразу можно оговориться, что в нем очень много приемом и перегибов свойственных кинематографу, но их избежать сложно, это характерно этому жанру, иначе как выбить слезу и заставить сопереживать героям за ограниченное время.

На мой взгляд, было мы лучше, если бы фильм был снят европейской киностудией. Хотя, конечно, тоже не факт, а предположение. Просто я основываюсь на том, что  американские фильмы, при всем моем к ним уважением,  в большей степени тяготеют к  четкому и иногда излишене навязчивому разделению на черное и белое, а так же очень хорошо придают глянец. Похоже  на фотографию до фотошопа и после. А между тем темы, затронутые в фильме, далеко не однозначные и очень многогранные. Не знаю такую ли точку зрения изложил сам автор (Халед Хоссейни) книги, по которой снят фильм и какое его было  влияние на сценарий.

Чего в этом фильме было много так это национализма. Конечно, говорить о Гражданской войне в Афганистане, в которую со всех сторон подливали масла в огонь многие государства сложно. После фильма у меня было ощущение, что до такого состояния Афганистан был доведен исключительно советскими войсками, которые выжгли все дотла и изнасиловали всех от мала до велика.  Конечно, советские войска «не пряники дарили», но такое ощущение, что и гражданскую войну затеили они.

Тем не менее, рефлексируюя на себя, мне было каждый раз стыдно, за каждое мной сказаное высказывание «Эти немцы, эти русские…» Очень стыдно, потому что в фильме так же говорили «Эти … плохие, а эти хорошие исходя из национальности».    Ведь это бред, ни при чем здесь национальность, есть люди и не важно, кто они по происхожлению, воспританию и месту жительства. Все это, конечно,  влияет на менталитет  человека. Тем не менее педофилы, извращенцы и насильники — это не национальная черта, это в человеке, в остатках его личности и характера.  Так же, как я не понимаю, слушая ужасы от людей побывавших в армии, что движет людьми издевающимися одни над другими, хорошо так издевающими, так что люди потом моральными больными приходят, если и приходят. Так же как не понимаю, зачем бить животных. Откуда это у людей?!

Все-таки самое ужасное, что может быть в жизни это война и все возможные политические пермены. Кто-то наверху мерится своими достоинствами и пытается удержать власть, а простые смертные, пытаются выжить, пытаются остаться людьми. В такое время каждый пускается в свои крайности. Страшно подумать до чего можно дойти.

Фильм наполнен притчами и афоризмами.  Мне, например, запомнилось высказывания о детях. «Ребенок — это не раскрашка, его нельзя заполнить своим любимым цветом. Это не значит, что он вырастит плохим человеком, просто нужно принять его таким, какой он есть.»

Рассказ о грехе. «Есть только один грех — грех воровства. Все остальное лишь его вариации. Если ты убил — ты украл чью то жизнь. Если ты соврал — ты украл чье то право на правду». Что, собсвенно, и произошло с героями этого фильма.

Еще одна мысль навязчиво посещала меня во время фильма: действительно ли писатели -это люди не способные на действия и пытающиеся оправдаться  на  страницах своих произведений? Если исходить из фильма, то я бы сказала «да», если учесть, что в лице героя можно увидеть автобиографические мотивы, то «нет», так биографические заметки о Халеде Хоссейни говорят обратное.

Я рада, что посмотрела этот фильм по многим причинам, но думаю лучше все-таки было бы читать книгу. Возможно был бы шанс увидеть не только черно-белую картинку, но и промежуточные оттенки.

Трейлер

Поделиться →

2 Комментария к «Бегущий за ветром», «The Kite Runner», 2007, США

  1. ucds:

    Фильм я еще не посмотрел (хотя скачал), а книгу прочитал за три дня — оторваться не возможно.
    Относительно твоих вопросов. Во-первых автор подобно главному герою уехал из Афганистана после началале гражданской войны. Все о чем он писал он придумал. Поэтому в его книге велика доля американской пропаганды, однако и она не так уж ярка на фоне основной трагедии взаимоотношения двух братьев. Действительно словами героев книги афганцы ненавидят русских (о поголовном насилии со стороны русских, между прочим не говорится), но только в том смысле, что СССР поддерживал афганских коммунистов, которые и развели беспредел в стране, возмутив и светски и религиозно настроенных людей. Вторая половина же книги пропитана ненавестью к талибам, которые оказались значительно жухе коммунистов. И тут-то как раз уже можно порассуждать о национально черте… И есть маааленький кусочек в котором автор рассуждает, что и отец главного героя, придерживающийся «демократических» взглядов на самом деле был так же далек от народа. Т.е. по семье Амира также не стоит оценивать довоенное общество афганистана. О том состоянии страны в котором она пребывает после американской окупации не сказано ни слова…
    Если же сосредотачиваться на главной драме романа — истории Амира и Хасана, то автор тут тоже перегибает. Подобно многим писателям современности он резко делит своих героев на положительных и отрицательных. Одно но — положительные люди в его книге либо грешны, либо глупы. Т.е. если следовать логике Хоссейни добро споннтанно, либо вымучено: отец искупляет грех прелюбодеяния, Амир — предательства, жена Амира — также прелюбодеяния, друг отца Амира — молчаливого попустительства. С другой стороны Хасан и его ненастоящий отец Али — изгои, котрые либо могут стать ворами и преступниками, либо «святыми мучениками» в зависимости от внутренних убеждений. Война ломает все и людей, и судьбы и государтсва. И вот этого у Хоссейни как раз нет. Тот кто был до войны падонком тот им и остался. А мирные жители по его словам или сбежали или нищенствуют. Просто хочется привести некоторые параллели с нашими книгами о Великой Отечественной и тем более о гражданской — герои наших авторов будучи в прошлом простыми обывателями перед лицом смерти не всегда однозначно и последовательно служили своей стране: были и сельские старосты, и предатели и священики служившиее фашистам. Это Правда и она не всегда удобна. К сожалению в «Бегущем за ветром» Правда какая-то оскопленная получилась…
    НО! Книга очень талантливая. Описанные выше «претензии» ничтожны. Произведение заставляет думать, спросить самого себя на что ты сам способен, так ли ты честен с окружающими… Мне очень понравилось. Фильм возможно посмотрю в ближайшее время.

  2. спасибо за твое мнение, было очень интресно почитать
    не знаю стоит ли тебе фильм после книги, вряд ли он будет уровня книги может лучше почитать другое произведение Хоссейни «Тысяча сияющих солнц»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*